Величина силы трения

Из механики известно, что величина силы трения, возникающей между двумя телами, зависит прежде всего от усилия, с которым тело прижимается к поверхности другого, и от состояния поверхностей трущихся тел. Следовательно, и силу сцепления можно рассматривать как силу трения. Очевидно, чем глаже, т.е. меньше шероховатостей будут иметь поверхности трущихся тел, тем меньшая сила трения разовьется между ними при одном и том же усилии, с которым одно тело будет давить на другое. А значит, и силы сцепления между шинами автомобиля и
шероховатой поверхностью дороги будут больше, чем между шинами того же автомобиля и скользкой поверхностью. Так как автомобиль может проходить участки дороги с различным покрытием (например, после асфальтобетонного участка попадет на грунтовую дорогу, затем на гравийное шоссе, затем на цементно-бетонное покрытие и т. д.), то на каждом из таких участков под колесами одного и того же автомобиля будут действовать различные по величине силы сцепления.

Теперь представим себе, что водитель выехал утром в ясную сухую погоду, а в пути его застал дождь,— поверхность дороги стала мокрой. Очевидно, что у мокрой поверхности скользкость будет большая, чем у сухой, следовательно, и сила сцепления изменится — на мокрой дороге она будет меньшей.
Если же автомобиль движется зимой по заснеженной или обледенелой дороге, у которой скользкость еще большая, чем у мокрой, то сила сцепления уменьшится еще более.
Таким образом, сила сцепления может изменяться, и довольно в широких пределах, и водителю надо учитывать это.
Природа силы сцепления подобна природе силы трения. Почему же автомобилисты называют ее силой сцепления? Ответ простой. Шины автомобиля изготовлены из эластичного материала — резины. Поэтому под действием весовой нагрузки и крутящего момента, передающегося от двигателя, резина деформируется. Частицы шины, вдавливаясь в шероховатости поверхности дороги, как бы зацепляются за них. В результате наблюдается более сложное явление, чем при передвижении одного твердого недеформируемого тела по другому. При качении автомобильного колеса одновременно будут происходить и трение, и зацепление. Поэтому и силу, возникающую между шиной и дорогой, называют силой сцепления.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.