Величина тормозной силы

Величина тормозной силы может изменяться по желанию водителя. Но если водитель не будет соразмерять силу и быстроту нажатия на педаль тормоза с действующей в это время силой сцепления, может произойти блокировка колес и автомобиль начнет двигаться юзом.
Заметим еще одно обстоятельство, известное из механики. У неподвижного тела, стоящего на поверхности другого, сила трения равномерно действует во все стороны. Но проявится она только тогда, когда одно тело начнет передвигаться по поверхности другого, причем будет препятствовать этому передвижению, т. е. действовать в направлении, противоположном направлению движения.

То же происходит и с силой сцепления. У стоящего автомобиля она действует во все стороны, но проявляет себя противоположно направлению действия сил, заставляющих автомобиль двигаться (тяговых) или останавливаться (тормозных). А эти силы действуют в плоскости вращения колеса. Поэтому в этой же плоскости, но в противоположном направлении проявляется действие силы сцепления. Если, к примеру, сила сцепления, действующая в площади контакта шины с дорогой, составляет 200 кгс, а при торможении было развито усилие в 180 кгс, то «запас» силы сцепления составит: 200—180 = 20 кгс. Достаточно будет незначительного толчка в бок, чтобы колесо сдвинулось в поперечном направлении.

Отсюда следует очень важный вывод: тормозить надо так, чтобы колеса не блокировались. Но это непросто. Даже очень опытный водитель в аварийном положении инстинктивно нажимает на педаль изо всей силы. Но почувствовав юз, надо сразу же уменьшить давление на педаль тормоза, что требует систематической тренировки.
Недостаточно сказать, что сцепление хорошее, плохое или очень плохое. В технике для оценки качества всегда пользуются различными измерителями.
Силу сцепления (т. е. силу, противодействующую скольжению колес) определяют экспериментально в реальных дорожных условиях. Для этого пользуются различными способами. Наиболее распространенный состоит в том, что один из автомобилей - буксируют другим, а между ними помещают прибор — динамометр, по которому можно определить силу, затрачиваемую на буксировку (рис. 153,а). Колеса буксируемого
автомобиля затормаживают и в таком виде буксируют его по дороге, измеряя при этом динамометром усилие, требующееся для передвижения автомобиля.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.