Преодоление подъемов

Преодоление подъемов сложно потому, что у начинающего водителя часты ошибки в определении крутизны и протяженности подъема. При движении на подъеме на автомобиль постоянно действует составляющая силы тяжести (сила Ра на рис. 53), которая стремится стащить автомобиль с подъема. Величина этой силы зависит от крутизны подъема: чем больше угол подъема, тем больше и сила Ра. Из механики известно, что если к телу приложить постоянно действующую силу, то оно будет двигаться с
ускорением. Поскольку сила Ра действует постоянно, то под ее воздействием скатывание автомобиля с подъема должно происходить с ускорением. Когда автомобиль начинает двигаться на подъем, то из-за возросшего сопротивления число оборотов двигателя, а также и скорость автомобиля начинают снижаться, и это снижение при дальнейшем движении на подъем продолжается, так как сила Ра, постоянно действуя на подъеме и вызывая  стремление автомобиля скатываться с подъема с ускорением, требует для своего преодоления тяговых усилий тем больших, чем длинней подъем.      

Из рис. 49 и 50 было видно, что при снижении числа оборотов двигателя (от наибольших к наименьшим) крутящий момент сперва немного повышается, а затем вновь начинает снижаться. Поэтому если движение на подъем, например на автомобиле ГАЗ-21, началось на прямой передаче при скорости автомобиля около 70км/ч (что соответствует, как это видно из рис. 51, числу оборотов 2700 об/мин), а под действием
сопротивления подъема обороты двигателя начали снижаться, то при снижении их до 2000—2200 об/мин крутящий момент двигателя продолжает возрастать (см. рис. 49).При дальнейшем же снижении оборотов скорость крутящий момент снизятся и крутящего момента хватит для преодоления сопротивления движению. Hyжно увеличить крутящий момент путем перехода на низшую ступень в коробке передач. Если этот переход осуществлять тогда, когда скорость автомобиля из-за снижения оборотов
стала незначительной (а она резко снижается, когда обороты двигателя не соответствую наибольшей величине крутящего момента), то при переключении передачи автомобиль может остановиться. А если водитель замешкается с переключением, то начать скатываться назад. Поэтому, начав движение на подъем и чувствуя, что обороты двигателя дают, не следует пытаться увеличить их, нажимая на акселератор до конца. Нужно переходить на низшую передачу. При этом автомобиль получит повышенный  запас мощности, увеличится тяговое усилие. Переключение
передач на подъеме всегда связано с потерей времени на эту операцию. Поэтому следует еще до подъема оценить его крутизну и протяженность и заранее перейти на такую передачу, с которой возможно без переключения преодолеть весь подъем. Как и в других случаях, нужно тренироваться в определении крутизны уклона. Перед крутыми подъемами устанавливается предупреждающий знак «Крутой подъем» (рис.54), на котором указывается крутизна подъема в процентах.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 1 пользователь и 2 гостя.

Пользователи на сайте

  • WilliamikScoum