Пример на отечественном автомобиле

Автомобиль ГАЗ-53А, двигаясь на третьей передаче, скорость движения 30 км/ч развивает при числе оборотов двигателя 2050 об/мин. На четвертой передаче для движения со скоростью 30 км/ч двигатель должен развивать всего 1200 об/мин. Теперь представим, что переключение передачи с третьей на четвертую происходит при числе оборотов двигателя большем, чем 1200 об/мин, например, при 2000 об/мин.

При скорости движения 30 км/ч колеса автомобиля, через трансмиссию жестко связанные с шестерней ведомого вала коробки, при выключении сцепления заставят эту шестерню вместе с ведомым валом вращаться с определенной скоростью. Если при включении сцепления (допустим, что его удалось осуществить бесшумно) число оборотов двигателя составляло 2000 об/мин, то налицо будет несоответствие между числом оборотов ведомого вала коробки и оборотами двигателя: при числе оборотов двигателя 2000 об/мин скорость движения должна составлять 50 км/ч. Это
означает, что при включении сцепления скорость автомобиля должна будет мгновенно возрасти с 30 до 50 км/ч. А мгновенное возрастание скорости невозможно: инерция деталей трансмиссии, ведущих колес и самого автомобиля будет этому препятствовать и вызовет толчок автомобиля.

Если же после переключения передачи перед включением сцепления число оборотов коленчатого вала будет меньшим, чем это соответствует скорости движения в 30 км/ч (например, число оборотов двигателя снизилось до 700 об/мин), то при включении сцепления двигатель может заглохнуть. Ведь при 700 об/мин его мощность может оказаться недостаточной для преодоления сопротивления движению.

Когда нужно переходить на высшие передачи (с первой — на вторую, со второй — на третью, с третьей — на четвертую), то это делают для того, чтобы увеличить скорость автомобиля. А для предотвращения толчков автомобиля при переключении нужно, очевидно, чтобы обороты коленчатого вала соответствовали скорости движения. Поскольку при переходе на высшую передачу скорость автомобиля при переключении изменяется мало, то число оборотов коленчатого вала должно быть меньшим, чем до переключения. Но, поскольку при переключении на высшую передачу в зацепление с шестерней промежуточного вала будет вводиться шестерня на ведомом валу с меньшим количеством зубьев, чем на промежуточном, для уравнивания их скоростей нужно, чтобы шестерня на ведомом валу имела повышенную окружную скорость.

Как уже было выяснено, при выключении сцепления скорость вращения деталей коробки, связанных с коленчатым валом, падает быстрее, чем вторичного вала, связанного с ведущими колесами.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 3 гостя.