Пример на переключение

Рассмотрим следующий пример. Нужно обогнать грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 40 км/ч. Если его обгонять на автомобиле ГАЗ-21 «Волга», движущемся на прямой передаче с той же скоростью, то перед обгоном затрата мощности у обгоняющего автомобиля составит около 40 л. с. (см. рис. 51). Если обгоняет автомобиль ГАЗ-24 «Волга», то затрата мощности будет несколько больше 30 л. с. (см. рис.
52).

Если перед обгоном двигатель автомобиля ГАЗ-21 перевести на вторую передачу, то скорости 40 км/ч будет соответствовать число оборотов двигателя около 2500 об/мин при затрате мощности порядка 56—57 л. с. Это повышение мощности позволит быстро набрать большую скорость, и время обгона снизится. Если же коробку передач не переключать на низшую, т. е. на вторую, передачу, то время обгона, по сравнению
с предыдущим примером, увеличится. Двигатель при прибавлении числа оборотов будет постепенно увеличивать мощность ' (из графика на рис. 51 видно, что с числа оборотов 1400 об/мин на 2500 об/мин сразу под нагрузкой не перейти).

На автомобиле ГАЗ-24 скорости 40 км/ч будет соответствовать на прямой передаче 1500 об/мин двигателя, а на третьей — около 1800 об/мин (см. рис. 52). Числа оборотов, как видно из графика, так же как и затрата: мощности, незначительно различаются.

В этом случае, если путь обгона свободен, можно не переходить на низшую передачу, а, увеличив обороты двигателя  (поскольку он быстро набирает обороты), продолжать обгон на прямой передаче — запаса мощности хватит.

Таким образом, чем выше передача в коробке, тем большую прибавку мощности можно получить при переходе на низшую ступень.

У автомобилей ГАЗ-24 «Волга», «Москвич»-408, «Москвич»-412, ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 «Жигули», имеющих четырехступенчатые коробки передач, третья передача позволяет быстро и легко производить обгон других автомобилей, движущихся со скоростью 40—50 км/ч.

Поскольку быстрый обгон требует мощности, то это является одной из причин, побуждающих конструкторов

повышать возможности двигателя и коробки передач своего автомобиля и находить наилучшее решение при выборе передачи. На рис. 55 и 56 приводятся графики, по которым можно определить наивыгоднейшие режимы при переключении передач.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.