Силы сцепления

Движение автомобиля возможно потому, что между шинами его колес и дорогой действуют силы сцепления. Эти силы создают как бы упор, благодаря чему колесо может катиться по дороге. Если бы силы сцепления отсутствовали, то колесо, не имея опоры, только вращалось бы на месте. Убедиться в этом очень просто: поднимите задние ведущие колеса домкратом, подставьте под них козелки и включите передачу.

Силы сцепления (с их характером и действием мы более подробно познакомимся позже) зависят в основном от веса, приходящегося на колеса, от типа дорожного покрытия, его состояния и типа и состояния шины. Чем больший вес приходится на колесо, тем с большей силой оно прижимается к поверхности дороги; чем более шероховата поверхность дороги, тем большую опору получают колеса. Когда покрытие более скользкое, то и опора для шин как бы становится меньшей, и сила сцепления снижается. Вот почему у одного и того же автомобиля сила сцепления будет различной на сухом и мокром асфальтобетонном покрытии.

Эффективность торможения непосредственно зависит от величины силы сцепления. Чем больше разность между силой сцепления и тормозной силой, т. е. чем выше величина силы сцепления по сравнению с тормозной силой, тем устойчивее колесо на дороге. По мере увеличения тормозной силы разность между нею и силой сцепления уменьшается и надежность опоры для тормозящего колеса снижается. Когда же тормозная сила станет по величине больше силы сцепления, то колесо потеряет опору, перестанет вращаться. Но автомобиль не остановится, он будет скользить по дороге под действием сил инерции, т. е., как говорят, будет передвигаться юзом.

Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.